Граффити в эпоху интернета

2017
Москва

Групповая выставка
Электромузей

Пространство города и интернета определенно имеют схожую структуру – с одной стороны это свобода высказывания, публичность, анонимность, с другой – отлаженная инфраструктура, регламентность, контроль. В этой связи граффити можно приравнять к хакерству, где нанесенные на стены надписи, это вредоносный код, вирус, целеустремленная попытка взлома работающей системы. Наравне с хакерами, которые под видом безобидных программ внедряют своих «троянов», граффити-художники применяют различные способы для взлома, используя при этом разного рода городские артерии: стены домов, поезда метро, автомобили, объекты рекламной инфраструктуры. Одни нарочито «бомбят» на самом видном месте, другие – мимикрируют под консюмеристские сообщения, таким образом, вводя своего «троянского коня» в сознание потребителя. Но, так или иначе, и то и другое сообщает горожанину, что далеко не все в этом пространстве поддается тотальному контролю.
   Некоторые сходства граффити и хакерства можно увидеть и в субкультурности этих явлений, обладающих своей системой кодов. В середине 70-х такую «систему кодов» описывает Жан Бодрийяр в ряде своих трактатов. По его мнению «знаки живут игрой не сил, а отличий, а значит, и атаковать их нужно с помощью отличия – ломать структуру кодов». Философ указывает на то, что для этого не нужны организованные массы или ясное политическое сознание, «достаточно тысячи подростков, вооруженных маркерами и баллончиками с краской, чтобы перепутать всю сигнальную систему города, чтобы расстроить весь порядок знаков». Этими словами Бодрийяр приравнивает нью-йоркские граффити к партизанской практике дезориентирования противника.
В какой-то момент граффити и уличное искусство довольно часто маркировались как практики «партизанские», однако сегодня уличную активность можно разделить на несколько явлений и многие из них лежат далеко от плоскости «партизанского». В контексте же этой выставки нас интересует в большей степени субкультура граффити, пустившая корни в Нью-Йорке начала 70-х годов и трансформировавшаяся позднее в мощнейший культурный пласт и глобальный феномен. Одни из ветвей этой субкультуры дали толчок к развитию новых направлений в уличном искусстве, другие – неизбежно коммерционализировались, третьи остались верны своим канонам и остались той самой «партизанской практикой».
   В момент зарождения субкультуры граффити (1970-е) и ее последующей экспансии (1980-90-е), партизанство могло быть выражено непосредственно в подрыве реальности городской, граффити же можно было увидеть лишь случайно, наткнувшись на них в переулке или сев в расписанный вагон поезда метро. В то время надписи становились сообщением (пускай и закодированным) конкретному социальному классу. В нулевые, с появлением интернета, в частности с популяризацией социальных сетей, граффити все чаще можно встретить именно в виртуальном пространстве, нежели в городском. Суть и адресат этого сообщения становится все более абстрагированными от реальности – на экране монитора мы смотрим на архивную фотографию нью-йоркской документалистки Марты Купер из 80-х или на современные граффити в Москве – никакой разницы.
Факт репрезентации граффити в интернете деконтекстуализирует, нивелирует сообщение и неминуемо вносит свои коррективы не только в то, как создаются работы, но и глобально в принципы функционирования сообщества. Новые технологии становятся настолько доступными, что наравне с баллоном, начинают использоваться граффити-художниками – предпринимаются попытки создания произведений, посредством роботов, дронов и других специальных средств. В конечном счете, современные граффити из трудночитаемых надписей на стенах трансформируются в практики, все более отчетливо похожие на хакерство, то, чем художники взламывают сегодня пространство города, зачастую уводя зрителя из места физического в виртуальное. Эта экспозиция – первый шаг в исследовании причинных связей, давших новый виток в развитии современных граффити, но и одновременно с этим – попытка найти границы восприятия вандализма как такового.

Участники:
Mathieu Tremblin (Франция), Yamaguchi Takahiro (Япония), Filippo Minelli (Италия), Mirko Reisser / Daim (Германия), Brad Downey (США), Tavar Zawacki / Above (США), Heath Bunting (Британия), John Fekner (США), Саша Курмаз (Украина), Паша 183 (Россия), Кирилл КТО (Россия), Стас Добрый (Россия), MVIN (Испания), Veli Silver (Босния и Герцеговина), Amos Angeles (Швейцария), 0331С (Россия), Tod Seelie (США), VladyArt (Италия), Henry Chalfant (США) и другие.

Подробнее о выставке и представленных арт-проектах: partizaning.org/?p=13870