Тексты

Статьи об искусстве в публичном пространстве, активизме и городской культуре

Пусть улицы будут праздником искусства для всех
2016, Colta

В начале ХХ века, борясь с академическим застоем, буржуазным искусством и музеефикацией, художники-авангардисты первыми задекларировали необходимость выхода искусства в город. Художественные манифесты и декреты отражали их взгляды об «обнародовании» буржуазного искусства через перемещение его объектов в городское общественное пространство и последующую их трансформацию…

Институциализация граффити
и уличного искусства
2016, FurFur

Экспрессивность тэггинга, его вирусное распространение и заимствование практики маркирования территории у уличных банд создали в 70-80-х криминализированный образ нью-йоркского граффити. На этот имидж, безусловно, оказала большое влияние и общественная кампания против граффити, развернутая в это время городской администрацией Нью-Йорка...

Художественный фронт:
революция и монументальная живопись в Мексике начала XX века
2016, Теории и Практики

Художественные процессы, влияющие на формирование контркультуры в Латинской Америке, по своей энергетике и посылу в равной степени схожи как с модернистскими настроениями русских футуристов 1920-х годов, так и с ситуационистским политическим граффити 60-х. И если в Мексике на официальном уровне получил стремительное развитие мурализм, прославляющий пролетариат и революцию, то в Чили и Бразилии формой такого городского искусства стало уже активистское граффити, ориентированное на то, чтобы сделать политику гласной…
Новый монументальный соцреализм?
2016, Партизанинг

Сегодня, прогулявших пару-тройку часов по центру Москвы, мозаичные панно вряд ли встретятся на пути, но зато практически один за другим буквально из-под земли возникают современные патриотические монументальные росписи, содержащие все те же фотореалистичные портреты, что и раньше, все тех же героев и деятелей советского союза. Но если искусство СССР создавало утопию, старалось показать то, каким будет «светлое будущее», то сегодня это не более, чем фиксация истории, рефлексия по утраченному, констатация фактов...

Уличное искусство в России
2015, Диалог Искусств №5/2015

О русских футуристах, советском хип-хопе, акционизме, граффити, стрит-арте и его продажности.

PIXADORES — Фильм о революционном граффити из жаркого Сан-Паулу
2015, Диалог Искусств

В Бразилии, как и во многих других странах, история уличного искусства начинается с протестного граффити 1960-х годов, которое подпитывалось революционными настроениями. Первые бразильские граффити были не чем иным, как политическими манифестациями в ответ на официальные государственные лозунги, направленными против режима военной диктатуры, существовавшей вплоть до 1980-х годов...

Биеннале уличного искусства — «Пластмассовый мир победил»
2014, Партизанинг

По сравнению с тем, что было несколько лет назад ситуация кардинально меняется с точки зрения интереса к уличному. Сегодня департамент культуры официально поддерживает большие фестивали монументальной живописи, украшающие фасады наших домов. Сегодня в Санкт-Петербурге функционирует «музей» уличного искусства, в Москве проходит форум стрит-арта с последующим премированием деятелей, а на днях открылась первая «биеннале» уличного искусства. Все это похоже на сон...
Революция понятий — путь для эволюции без насилия и произвола
2014, Партизанинг

Согласно Вильгельму Шмундту, чтобы найти альтернативу, требуется «упорядочить основные понятия». Это же имеет в виду и Ойген Лебль, экономист-теоретик Пражской весны, когда он говорит о безотлагательной «Революции понятий». Одну из своих книг Шмундт назвал «Революция и эволюция»...

Уличные художники
против рекламы: кто кого?
2012, Партизанинг

Реклама зашла слишком далеко. Она заполонила наши города, став последствием масштабного развития культуры потребления, которая сегодня, пожалуй, стоит во главе нашей основной системы ценностей, хотим ли мы этого или нет. Количество рекламных носите- лей перешло все пределы дозволенного (в Москве уж точно) и создает крайне некомфортную атмосферу в городе, жителю которого, приходится вырабатывать дополнительные защитные механизмы, можно сказать, даже анти рекламный иммунитет...

Взломщики городов
2012, Партизанинг



Хактивизм (Hacktivism) — направление на стыке идеологии компьютерного взлома и активизма, сформулированное еще в 90-х одним из участников хакерской группировки Cult of the Dead Cow. Основная концепция хактивизма это взлом компьютерных сетей и ресурсов с целью транслирования своей политической позиции и идеологии. Но речь пойдет не о компьютерном активизме, а о хактивизме в контексте городской среды, который во многом основывается на принципах компьютерного взлома...

Две полярности городских интервенций: сломать или починить?
2012, Партизанинг

Хаос и борьба с порядком против функциональности и пользы городского искусства на примере Брэда Дауни, Спая, Ист Эрика, Акая, Владимира Тёрнера, Джейсона Эппинка, Арама Бартхолла, Дидье Курбо и многих других.

Традиционно уличное искусство ассоциируется с росписями фасадов, массовым заполнением улиц наклейками, плакатами и трафаретами. Но в последние пару лет на первый план все больше выходит направление городских интервенций (Urban Interventions) — понятие, введенное авторами одноименной книги Роберта Клантена и Мэтью Хубнера...