Оттепель

2016
Москва

Выставка
ЦТИ Фабрика, зал Оливье.

Совместно с Брэдом Дауни

Американским и советским гражданам впервые выпал шанс заглянуть за «железный занавес» в 59-м году во время хрущевской оттепели. Тогда на Американскую национальную выставку в Москву привезли Джексона Поллока, джаз и пепси-колу, а в Нью-Йорк на Выставку достижений советской науки, техники и культуры были отправлены макеты хрущевок и шедевры соцреализма. Однако конкуренция между двумя державами так и не позволила их жителям понять и полюбить культуры друг друга.
     Личная встреча художников Брэда Дауни и Игоря Поносова состоялась более полувека спустя, в 2013 году, когда ряд политических событий спровоцировал новый кризис в отношениях России и США. Первым творческим достижением дуэта стала серия сюрреалистических рисунков «cadavre exquis», изначально сделанных ради забавы. Темой игры были выбраны поверхностные стереотипы и клише о России и Америке.
Вдохновившись неуклюжей сочетаемостью бутылок водки с логотипом «Я люблю Нью-Йорк» и фрагментов изображений Микки Мауса и морячка Попая с русскими матрешками, художники решили осуществить ряд проектов, посвященных единству противоположностей двух своих стран. Спустя четыре года именно они и составили основу экспозиции выставки «Оттепель» — дневника дружбы, наполненного личными воспоминаниями и инсайдерскими шутками.
     Представленные здесь иллюстрации, коллажи, арт-объекты и инсталляции из баннеров были созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Бишкеке, Берлине, Крыму и в американских штатах Джорджия и Северная Каролина. Все проекты задумывались и реализовались авторами во время их недолгих встреч в разных уголках мира, а также путем переписки, звонков и обмена почтовыми посылками.
Поносов и Дауни проводят своеобразные эксперименты, синтезируя традиции американского лэнд-арта и граффити с оммажами советскому авангарду, соц-арту и московскому концептуализму. Их гибридные произведения переплетают гербы и эмблемы двух держав, а также остроумно интерпретируют их культурные и бытовые обычаи. Художники то отправляются в совместный поход в Крым с самодельной палаткой («Палатка», 2014), то совершают символический обмен уличными предметами (кирпичами, дорожными знаками, рекламными баннерами) из своих стран («Switchie/Switchie», 2013—2014). В контексте нынешней политической ситуации их хулиганские несанкционированные акции невольно приобретают провокационный оттенок, способный вызвать неоднозначную реакцию у случайных очевидцев. С каждым днем эти шуточные объекты становятся все более подозрительны, хрупки и уязвимы, впрочем, как и сама «дружба на расстоянии» между русским и американцем.

Куратор: Вероника Комарова.
+ Объекты / Back to the front.