2020
Москва
Персональная выставка в ЦТИ «Фабрика»

Гуляя по городу, мы часто видим наслоение архитектур, интересов и обстоятельств. Тут пристроили, там надстроили или заделали, одни элементы частично снесли, другие сами отвалились. Где-то стройка затянулась, фасад спрятался за строительной сеткой, повторяющей в условном рисунке его основные элементы. «Зачем здесь эта ниша?» «Какое необъяснимое архитектурное решение!» Нашему удивлению, а порой и возмущению нет предела. Однако никакие правила и нормативно-правовые акты, запреты и штрафы не могут сделать город отлаженной машиной. С такой постоянно изменяющейся средой, которая, к тому же, все время коррумпирует и запутывает застройщиков, рекламщиков, жилищников, чиновников, да и просто городских жителей (сами они тоже изрядно добавляют беспорядка), работать можно только с помощью хитрости. Подстроиться под логику городского развития сложно, а вот взламывать, партизанить — куда как интереснее.

Игорь Поносов успел побывать городским подпольщиком. И не то чтобы перестал им быть, просто скорее открыл поэтическое измерение своей деятельности. Решил не следовать заранее продуманной, четкой программе, а отправиться в путешествие по волнам случайности под парусом интуиции. Начиная с середины 2010-х он, по собственному выражению, активно работал с городскими материалами, взаимодействуя с объектами телесно, и осмыслял архитектуру через мимикрию. Художник вырезал фрагменты фальшфасадов и превращал их в картины или использовал в быту — как те же занавески. Словно профессиональный протезист подставлял дому недостающий кусок. По-особому — фрагментарно — упаковывал уличную скульптуру. Сам становился то кирпичной кладкой, то баннером, то каким-то рисунком на стене — сливался с пейзажем. Но не до полного исчезновения в нем. Скорее наоборот: дома становились продолжением художника, его как бы естественным костюмом — крыльями, ногами, хвостом. Демонстративное не «я для города», а «город для меня».

Но архитектура все равно не сдается. Старается врасти в тебя, захватить изнутри. У нее больше ресурсов, за ней столетия. Художник же — всего лишь человек. Тогда и начинается практически ритуальный танец. Художник подходит то с одной, то с другой стороны. Высматривает прорехи в городской ткани. Ищет нехоженые тропы. Его охватывает трепет, азарт, необоримое желание рисковать. Когда танец закончен и художнику кажется, что вот он момент торжества, приходит время найти в себе силы, чтобы отстраниться. Но сделанная в эти краткие промежутки времени документация выхватывает всего лишь малую часть произошедшего. Зрителю остается лишь гадать, какие соображения, наблюдения и жизненные события привели художника к каждой отдельной фотографии, объекту или даже видео; каким образом он переходил от одной картинки к другой; является ли та последовательность действий, которую в итоге предъявляют, скажем, на выставке, реальной.

Но экспозиция оттого не распадается на не связанные друг с другом предметы и изображения. Герметичность каждой отдельной вещи кажущаяся. Зрителям — тем более раз их поместили в состояние неизвестности — скорее следует начать творить самим. Выстроить на основе предложенного материала свой сюжет, провести между точками работ соединяющие линии по собственному усмотрению. Стать соавторами.

—Сергей Гуськов

В экспозицию включена фото- и видеодокументация взаимодействий художника с городской средой, а также графика, коллажи и фотографии, отражающие осмысление городских контекстов России, Германии и Эстонии. Представленные на выставке работы выполнены автором в период с 2015 по 2020 годы и объединены общей темой поглощения человека современной урбанизированной средой.

Из-за пандемии, запланированная на весну выставка, была перенесена на лето. Накануне окончания карантина проект был “распакован”, об этом специальный репортаж из мастерской.

Размер варьируется. Изъятая из городской среды баннерная ткань (реклама, фальшфасады), люверсы, металлические скобы, фанера, акриловая краска, нитки, клей, фотопечать.

Выставка прошла в рамках программы “Фабричные мастерские. Сессия VI” при поддержке notfoundgallery. К событию издана одноименная книга.

Ссылка на выставку на сайте ЦТИ «Фабрика»: fabrikacci.ru/razrezaya-steny-personalnaya-vystavk/


В 2021 году, в Уральском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина в Екатеринбурге, с некоторыми дополнениями выставка была показана снова.

Ссылка на выставку на сайте Пушкинского музея.