2017 
Берлин 
Выставка в CLB Gallery

Современный город – бесконечно сложная система, не предполагающая сбоев и ошибок. Каждое место в городе регламентировано, каждый объект имеет свою функцию, каждый субъект – свою траекторию движения. Но что произойдет, если нарушить эту траекторию? Если заглянуть за бетонный забор или виниловый фальшфасад, за которым скрывается многолетняя стройка? Что будет, если вмешаться в процессы городского планирования, дав слово тем, кому регламент не позволяет это сделать? «Если» может быть сколь угодно много. 

Начиная с середины 60-х урбанизм неоднократно подвергался критике: Анри Лефевр указывал на то, что «Право на город» должно принадлежать всем жителям, а не только правящему классу. Ги Дебор и Иван Щеглов в своих книгах и манифестах сообщали о том, что «урбанизация является эффективным средством для сохранения власти», «бомбой замедленного действия». 

В контексте XXI века вопрос стоит гораздо шире, нежели у философов 60-х – автомобилизация, влияние информационных технологий, креативные индустрии и во многом потребительский подход к общественным пространствам существенно изменили и сам город, и его восприятие. Актуализируя труды Лефевра, современный критик неолиберализма Дэвид Харви, вводит даже специальный термин «диснеификация», описывающий привлечение капитала через спекуляцию культурными особенностями города, в том числе низовыми и независимыми. Вопрос о демократизации общественных пространств стоит остро не только для запада, но и для всех стран современного мира. И Россия не исключение. Сегодня по всей стране организуются урбанистические форумы, появляются низовые инициативы, нацеленные на вовлечение местных сообществ, Москва обретает статус главного креативного кластера страны. Но советский опыт коллективного быта с его широкими проспектами и сталинским ампиром зачастую требует нетривиального подхода. Именно поэтому художественные и междисциплинарные практики играют ведущую роль в том, чтобы менять российский город в сторону демократизации и гуманизации его пространств. 

Независимые художественные практики, представленные на выставке, и есть те примеры более тонкого исследования жизненно важных аспектов российского города, будь то инфраструктура, способы взаимодействия с жителями, флора и фауна, поглощенная или порожденная урбанизированной средой. В каждом отдельно взятом случае эти практики образуют некую альтернативную систему координат, выстраиваемую художником для того, чтобы абстрагироваться от многочисленных норм и регламентов, превратить исследование аспектов городской жизни в повседневную практику, изменить оптику восприятия реальности.

–Игорь Поносов

Участники: Кирилл Кто (Москва), 0331 & Гриша (Москва), Тимофей Радя (Екатеринбург), танцевальный кооператив «Айседорино горе» (Москва), группа «ЗИП» (Краснодар), проект Urban Fauna Lab (Москва), группа «Партизанинг» (Москва), Владимир Чернышев (Нижний Новгород). 

Выставка организована в рамках проекта «Система Координат» – международной платформы для развития диалога и обмена опытом на тему преобразования и исследования общественного пространства с помощью практик искусства. По итогу проекта в 2018-м был издан сборник RECLAIM, RECODE, REINVENT: Urban Art and Activism in Eastern Europe. Совместно с Александрой Юрьевой-Цивьян.